Новости

04.09.2017

Что необходимо сделать для исправления ситуации с несовершенством концессионных механизмов в ЖКХ?

Александр Тетлянов
Александр Тетлянов
арбитр Первого Арбитражного Учреждения, эксперт в ЖКХ

Первое. Для единой консультации и руководства в работе предприятий отрасли, на основе государственно-частного партнерства, нужно создать в каждом субъекте республиканскую юридическую структуру (возможно ввести дополнительную нагрузку в уже существующие юридические структуры):

1.1 Запуск в действие государственно-частного партнерства возможен только после тщательного изучения существующих и вновь принятых нормативных документов, и той реальности, которая сегодня образовалась в сфере ЖКХ.

1.2 Установить «долгосрочные тарифы» сроком минимум на пять лет.

1.3 Неэффективные муниципальные унитарные предприятия, работающие в коммунальной сфере, должны уступить место современному инновационному капиталоемкому бизнесу, который придет в ЖКХ по договору концессии.

1.4 Внести изменения в федеральное законодательство, гарантирующее возврат инвестиций в случае предоставления высокого качества услуг.

1.5 Запустить программу субсидирования процентной ставки для тех инвесторов, которые берут кредиты, модернизируют и строят новые котельные и так далее, а в городах с населением менее 250-300 тыс. человек, государство даже будет финансировать до 60 % стоимости концессий.

1.6 Процесс вовлечения частных предприниматеелй в эту нишу должен быть поэтапным и понятным как для власти на местах, так и для бизнеса.

1.7 Важно проследить, чтобы после нововведений тарифы для населения не увеличились.

Второе. Необходимо разработать и внести предложения на изменения в нормативно-правовые акты следующее:

2.1 Увеличить до уровня банковских процентов размер пени для недобросовестных плательщиков за потребленные ресурсы.

2.2 Пересмотреть механизм предоставления банковской гарантии путем замены более реализуемым на практике (или другие виды обеспечения), либо путем закрепления за банками (финансовыми организациями)обязанности предоставлять такие гарантии.

2.3 Ускорить принятие постановления Правительства, которое закрепит механизм реализации Федерального закона №307−ФЗ, а также внесет изменения в действующие нормативно-правовые акты.

2.4 Узаконить корректировку на увеличение лимита бюджетных обязательств до фактических обязательств, сложившихся за период действия контракта при осуществлении обязательств по договору энергоснабжения между бюджетным учреждением и ресурсоснабжающей организацией.

2.5 Продлить срок предоставления Бюджетными организациями в казначейство документов для оплаты ресурсоснабжающим организациям счетов за потребленный ресурс по итогам финансового года до 20 января 2018 года.

2.6 Принять нормативные акты или поправки к закону, увеличивающих прозрачность отношения нанимателей жилых помещений государственного и муниципального фондов с управляющими организациями и ТСЖ по оплате жилищных и коммунальных услуг.

2.7 Решение проблемы неплатежей видеть не в разрешении вернуться к прямым платежам, а в создании отдельного счета, какой-то альтернативной системы по аналогии со сборами взносов на капремонт, когда отчисляемые жильцами средства будут «заблокированы» для использования на любые цели кроме погашения задолженностей перед поставщиками.

В целом же в сфере ЖКХ было бы не лишним провести следующие мероприятия:

  1. Финансовый аудит образовавшейся задолженности по отрасли на уровне республики на 1 января 2017 года.

  2. Остановить «автоматическое» реформирование на местах, то есть любое принимаемое решение должно быть предварительно экономически просчитано.

  3. Остановить эксперименты по реорганизации существующих жилищных структур: сохранить специалистов, производственные мощности, уже внедренные и полезные начинания все, что можно будет использовать в будущем. Прекратить создавать искусственные жилищные управляющие компании вместо обанкротившихся ООО «ЖЭУ» и т.д.

  4. Построить работу всех структур отрасли применительно требованиям и условиям субъектов, а не бездумно дублировать распоряжения федеральной власти.

  5. Последовательно проводить полную корректировку отрасли снизу доверху, а не делать, как прежде, «косметические» поправки, выхватывая отдельные моменты.

  6. Проводить корректировку отрасли с учетом особенностей региона. (Законы и постановления Правительства РФ, принимаемые на федеральном уровне, должны служить для республики только ориентирами). При этом для пользы дела надо обязательно изучать опыт «соседей», знания, как обстоят дела в других регионах страны, нам тоже не помешает.

  7. Речь идет о поэтапной корректировке отрасли. Весь жилищный фонд разбивается на три группы:

1-я группа - это жилищный фонд сельской местности;

2-я группа - это жилищный фонд районных поселений;

3-я группа - это жилищный фонд городских поселений.

К слову, последний пункт можно реализовывать в качестве пилотного проекта. Вначале работа по нему будет вестись на одном из поселений каждой группы, затем после наработки до положительного результата - внедрение по всей республике.



Возврат к списку